Форум » ВХОД » Полусонный мозг – занимательное открытие ученых » Ответить

Полусонный мозг – занимательное открытие ученых

кролевод: Случалось ли Вам, по невнимательности, забывать, который час, сразу же после того, как вы посмотрели на циферблат? Или, возможно, Вы когда либо забывали класть ключи на место или же не могли вспомнить того, что только что сказал собеседник… Оказывается, всему этому есть более чем логичное объяснение: ваш мозг был полусонным. Другими словами, отдельные маленькие участки мозга как бы засыпали, вследствие чего связанные с ними функции были недоступны. Возможно ли такое? Если верить недавним исследованиям, вполне. Ученые установили, что, вопреки общепринятому мнению, у мозга практически не бывает циклов полноценного бодрствования или сна. Вместо этого, отдельные мельчайшие участки способны просыпаться и засыпать. Если таких наполовину уснувших участков достаточно много, человек как будто бы спит на ходу и кажется окружающим крайне рассеянным. К такому умозаключению специалистов из Университета Висконсина привели исследования электрической активности мозга. Как выяснилось, у людей, сохраняющих бодрствование, несмотря на усталость, некоторые нервные клетки попросту «выключаются» на некоторое время. По словам психиатра Сары Сирелли (Chiara Cirelli), являющейся автором этого научного изыскания, даже если человек и не чувствует явных признаков усталости, его мозг может подавать сигналы о том, что некоторые виды деятельности, требующие сильной концентрации, лучше временно прекратить. До недавних пор считалось, что депривация сна влияет на весь мозг. Теперь же, благодаря записи биотоков мозга при помощи электроэнцефалограммы, удалось установить что, по крайней мере, на начальных стадиях, процесс разворачивается постепенно, охватывая лишь отдельные его участки. Очевидно, более серьезные случаи «микросна» приводят к засыпанию водителей во время движения или прочим подобным несчастным случаям.

Ответов - 1

кролевод: Немало существует анекдотов о рассеянных профессорах, которые забывают везде свои шляпы и зонтики, не замечают, что надели левый ботинок на правую ногу, или, решив сварить яйцо, опускают в кипяток часы, а яйцо держат в руке. В подобных рассказах есть доля истины. Ученый, поглощенный решением какой-либо научной задачи, может не замечать ничего вокруг. Его внимание, мысли заняты не окружающим миром, а той умственной работой, от которой его не может отвлечь ничто. Но это не рассеянность. Это, наоборот, величайшая сосредоточенность, одно из изумительных качеств человеческого ума. Конечно, в реальной жизни сосредоточенность редко бывает такой безграничной. Но уже обычное умение работать, не отвлекаясь, является ценным качеством. Подлинная рассеянность – неумение сосредоточиться. Рассеянный человек редко доводит до конца начатое дело, он не способен к длительным, терпеливым усилиям. То одна, то другая деталь ускользает из поля его зрения, потому что многочисленные впечатления окружающего мира отвлекают его, заставляя на время забывать о предмете своих занятий. Известно, что один доминирующий интерес приглушает, как бы переводит на второй план другие интересы. На языке физиологии это означает: когда в одном очаге коры головного мозга возникает сильное возбуждение, в других начинается торможение. У рассеянного человека очаг возбуждения нестоек. Он быстро перемещается, меняется по своей интенсивности, и соответственно этим перемещениям затормаживаются другие участки коры головного мозга. Но является ли подобная отвлекаемость постоянным, навечно присущим человеку свойством? Конечно, нет. Бороться с нею можно и необходимо. Следует учесть, что рассеянность более свойственна людям в некоторые возрастные периоды. В силу незрелости своей нервной системы дети школьного возраста неспособны к длительному сосредоточению. Это умение тренируется и вырабатывается постепенно и притом известными «скачками». С первого по четвертый класс оно обычно нарастает. Но вот для пятиклассников педагоги считают типичными ошибками «по невнимательности». Эта отвлекаемость, повышенная возбудимость связаны со множеством новых впечатлений и забот. Здесь и переход от одного хорошо знакомого учителя к нескольким незнакомым, и новые методы обучения, и более повышенные требования. К тому же в 11-12 лет начинается период полового созревания, связанный с новыми ощущениями и своими трудностями. Все это настолько сложно, что подросток теряется, не может сосредоточиться, иногда целиком отдается одним впечатлениям, не принимая в расчет другие. Не менее важные. Нечто похожее может произойти и со взрослым человеком, если на него возлагается сразу много новых забот и обязанностей, а времени мало. Нет возможности, спокойно начав одно дело, перейти к другому, нет и умения распределить свое внимание. Известна и «стариковская рассеянность». Забывчивость старых людей своеобразна. Сохраняя в памяти мельчайшие детали давно прошедших лет, они нередко забывают обстоятельства текущего дня. Это тоже особенность возраста, связанная с изменениями подвижности нервных процессов. Естественно, что любые вредные воздействия, ослабляющие нервную систему, ослабляют и способность сосредоточиться. Люди, особенно подростки и маленькие дети, становятся более рассеянными после болезни. Рассеянность возрастает при переутомлении и недосыпании. «Подстегивая» себя в таком состоянии, часто начинают курить и пить крепкий кофе. То и другое лишь истощает нервную систему и в конечном итоге еще более усиливает рассеянность. С физиологической точки зрения несравнимо целесообразнее «самоприказ» – волевое усилие, поддержанное представлением о необходимости выполняемого дела. О том, какой будет нанесен ущерб, если оно не будет выполнено. Надо учиться работать без суеты, заранее продумывая этап работы и контролируя себя по этим этапам. Иногда приходится вслух повторять себе то, что боишься забыть. Очень полезно вести записи в записной книжке, что необходимо сделать. Не следует ставить человека в такое положение, когда он одновременно должен делать много дел. Именно такие трудности выпадают зачастую на долю домохозяйки. Чем спокойнее обстановка, в которой живет и трудится человек, чем больше он приучен распределять свое время, чем выше ответственность за выполняемое дело, тем меньше ему присуща рассеянность. Жизнь показала, что умение сосредоточиться – дело наживное.



полная версия страницы